Новикова математика в детском саду 3 4 года скачать бесплатно

Автореферат по педагогике на тему Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста, специальность ВАК РФ 13. Автор научной работы  Хохрякова, Юлия Михайловна Ученая степень  кандидата педагогических наук Место защиты  Пермь Год новикова математика в детском саду 3 4 года скачать бесплатно  2010 Специальность ВАК РФ  13. Диссертация по педагогике на тему Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста, специальность ВАК РФ 13. Защита состоится 22 декабря 2010 г.

316 на заседании диссертационного совета Д 212. 06 при ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет по адресу: 620017, г. С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета. Автореферат разослан 20 ноября 2010 г. Современное общество, вступающее в новый — информационный — период своего развития, предъявляет высокие требования к системе образования в целом и к уровню образованности молодого поколения в частности, что в последние годы затрагивает и период раннего возраста. Ситуация усугубляется выраженной спонтанностью и низкой результативностью деятельности воспитателей, работающих в группах раннего возраста. ДОУ, и отсутствием технологии сенсорного воспитания, предусматривающей возможности учета потенциального разнообразия складывающихся в ДОУ условий.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске и определении путей совершенствования процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста в рамках реализации технологического подхода. В контексте указанной проблемы была определена тема исследования: Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста. В исследование введено ограничение: в работе представлен процесс формирования перцептивных действий, обеспечивающих детям возможность визуальной ориентации в пространственных и цветовых свойствах предметов. Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и опытной апробации технологии сенсорного воспитания детей раннего возраста. Объект исследования — процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования — проектирование и реализация технологии сенсорного воспитания детей раннего возраста. Изучить теоретико-методологические основы и прикладные аспекты исследуемой проблемы, конкретизировать содержание понятия сенсорное воспитание применительно к периоду раннего возраста.

Обосновать необходимость проектирования технологии сенсорного воспитания детей раннего возраста на основе реализации комплекса методологических подходов, определить ее сущностные характеристики. Разработать педагогический инструментарий для изучения процесса формирования у детей раннего возраста перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов. Разработать технологию сенсорного воспитания детей раннего возраста, осуществить ее опытную апробацию и определить эффективность проведенной работы. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. ДОУ, сопровождаемая мониторингом формирования у детей перцептивных действий.

Базой для проведения опытно-поисковой работы выступили дошкольные образовательные учреждения г. Опытно-поисковой работой было охвачено 303 ребенка раннего возраста, из них 153 ребенка в экспериментальных и 150 детей в контрольных группах. Уточнено понятие сенсорное воспитание детей раннего возраста, определяемое как целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающее своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры. Теоретически обоснована взаимосвязь технологического подхода к проектированию сенсорного воспитания детей раннего возраста с системным, деятель-ностным, личностно-ориентированным и индивидуальным подходами, что обусловлено гуманистической направленностью педагогического процесса и обеспечивает целостность, целесообразную логику и эффективность его построения. Доказано, что реализация разработанной технологии сенсорного воспитания оптимизирует процесс формирования у детей раннего возраста перцептивных действий, обеспечивая большинству воспитанников возможность достижения к концу возрастного периода необходимого уровня готовности к освоению сенсорной культуры. Педагогика раннего возраста в системе профессионального образования, а также в системе повышения квалификации работников дошкольного образования, способствуя формированию педагогической компетентности обучающихся в вопросах сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста — это целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающее своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры. Эффективность реализации технологического подхода в сенсорном воспитании детей раннего возраста предопределяется учетом взаимосвязи технологического, системного, деятельностного, личноспю-ориентированного и индивидуального подходов. Текст изложен на 173 страницах, содержит 6 рисунков, 6 таблиц. Такая трактовка непосредственно связывает содержательное наполнение рассматриваемого понятия с определенной концепцией сенсорного развития. Венгера особо выделяется период раннего возраста, новообразованием которого является формирование перцептивных действий, основанных на использовании индивидуальных ситуативных средств — предметных предэталонов. 4-6 цветов и 2-4 форм, при этом считали целесообразным знакомить детей с годовалого возраста с общепринятыми сенсорными эталонами как элементами сенсорной культуры, минуя этап формирования предпосылок к ее освоению. Особое место в работах, посвященных проблемам сенсорного воспитания детей, отводилось раскрытию методических аспектов.

Происходящее в последние годы реформирование дошкольного образования, направленное на повышение его качества, требует корректировки ранее разработанных компонентов сенсорного воспитания детей раннего возраста. В ситуации нового содержательного наполнения целого ряда компонентов педагогического процесса их гармоничное, научно обоснованное и практически реализуемое сочетание может обеспечить технология. В современной педагогической литературе существует множество определений понятия технология. Признание значительной выраженности индивидуальных различий детей раннего возраста и, прежде всего, различий в динамике освоения предметных и перцептивных действий обусловило необходимость обращения к индивидуальному подходу. В зарубежной литературе второй половины XX в. Обеспечение тесной взаимосвязи диагностического компонента технологии с программно-целевым и процессуальным компонентами позволяет преодолеть характерную для отечественной теории и практики воспитания детей раннего возраста обособленность психолого-педагогической диагностики от планирования педагогического процесса. Стьюдента, позволило зафиксировать однородность их состава, что обусловило возможность отнесения возникающих в дальнейшем статистически значимых различий к следствию реализации технологии сенсорного воспитания.